​Отзыв на открытую лекцию курсов  для  родителей   по   основам  детской   психологии  и    педагогике,  по  теме   

«Готовность  к  школе:  основные  ориентиры. Психофизические  и  нейропсихологические  аспекты  готовности  к  школе».

Присутствовали: к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна

Тема лекции: «Готовность  к  школе:  основные  ориентиры. Психофизические  и  нейропсихологические  аспекты  готовности  к  школе».

Лекция проведена 06  марта 2020 года для  родителей.

На лекции изложены следующие вопросы:

  Психологическую готовность к школе как сложное структурное образование, охватывающее все стороны детской психики и определяющее готовность ребенка к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, определяет К.Е. Чуганова.

  Первый подход (его можно назвать прагматическим) опирается на формирование у старших дошкольников определенных знаний, умений и навыков, необходимых для школьного обучения. При этом предполагается, что часть программы первого класса дети могут усваивать в подготовительной группе детского сада, а систематическое обучение может начинаться с 6-летнего возраста.

  Второй подход ставит во главу угла новообразования и изменения в психике ребенка, наблюдающиеся к концу дошкольного периода. Как отмечает Л.И. Божович, «…беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности». Основным показателем готовности к школе Л.И. Божович считает «внутреннюю позицию школьника» – психологическое новообразование дошкольного возраста, включающее в себя новый уровень познавательных и коммуникативных потребностей.

  Третий подход базируется на исследовании формирования отдельных компонентов учебной деятельности и путей из развития с помощью специальной организованных учебных занятий. Было выявлено, что у дошкольников, проходящих экспериментальное обучение (лепка, рисование, конструирование и др.), формируются важнейшие элементы учебной деятельности. Это способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей (Т.С. Комарова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова). Однако в данном подходе не учитывается единство психологического новообразования, объединяющего и порождающего частные компоненты учебной деятельности.

  Сторонники четвертого подхода (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер,) выявляют единое психологическое свойство, являющееся необходимой предпосылкой формирования учебной деятельности. Это способность ребенка к подчинению определенным правилам и требованиям взрослого.

  Пятый подход (В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева) базируется на том, что готовность к обучению является вариантом общего (всеобщего) свойства индивидуальности человека – готовности к деятельности. Психологическая готовность к школе соответствует психологической структуре учебной деятельности. Последняя (на любом этапе обучения) представлена пятью функциональными блоками учебно-важных качеств: личностно-мотивационным; принятия учебной задачи; представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности; информационной основы деятельности; блоком управления деятельностью. Своеобразное сочетание внешних и внутренних факторов определяет качественно-количественную неповторимость и своеобразие индивидуального развития каждого ребенка и его готовности к обучению.

  Таким образом, психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Это состояние достижения определенного уровня психофизиологического, умственного, личностного и эмоционально-волевого развития, позволяющего детям включиться в организованную учебную деятельность. Синтез различных подходов позволяет создать достаточно широкое представление о признаках и ключевых компонентах школьной готовности.

  Материал лекции хорошо структурирован по содержанию и объему, увязан с положениями других профессиональных дисциплин.  

  Содержание лекции. Лекционный материал по объему и содержанию соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.  Главное внимание в лекции уделено раскрытию концептуальных  подходов  к  решению  проблем  по  исправлению и  самое  главное  своевременному  выявлению  этих  нарушений.

  Структура лекции. Лекция выдержана в строгой логической форме и полностью соответствует теме. Структура лекции четкая, в ходе лекционного занятия рассмотрены все намеченные вопросы темы. Время лекции распределено рационально.

  Изложение материала лекции. Лектор свободно владеет излагаемым материалом, приводит аргументы в доказательство существующих концепций, комментирует примерами из отечественной и зарубежной практики организации управленческого учета и практической деятельности. Изложение материала лекции осуществлялось с мультимедийным сопровождением в виде электронных слайдов, в которых рассматриваемые вопросы темы наглядно представлены в форме рисунков, схем и графиков, что облегчает восприятие и освоение студентами вновь изучаемого материала. Для пояснения отдельных аспектов темы лекции используется доска. Манера чтения лекции увлекательная, живая; культура речи достаточно высокая. В процессе изложения материала лектором на протяжении всего занятия с целью установления обратной связи с аудиторией.

  В целом лекция была прочитана на высоком научно-методическом уровне, полностью соответствует современным представлениям о рассматриваемых вопросах и требованиям, предъявляемым к преподавателям высшей школы.

Присутствовала:   Коломоец  Инесса  Радиславовна мама  ученика  1  Б  класса.


​Отзыв о лекции для родителей на тему «Готовность к школе : основные ориентиры. Психофизические и нейропсихологические аспекты готовности к школе»

  На лекции слушатели были ознакомлены  с психологической  основой системы дошкольного образования, преемственностью дошкольного и начального общего образования. Также были выделены три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

  • мотивационная готовность (желание учиться);
  • эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением); -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами). 

  Было озвучено, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, возникают проблемы обучения в 1 классе. Также были озвучены пути решения данных проблем.

  Тема лекции очень полезна для родителей, информация актуальная. Тема изложена в доступной форме, так как все теоретические аспекты  были подкреплены примерами из жизни. 

   Юлдашева Рита Ринатовна, 1Г класс